?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Носы и уши

Античные скульптуры практически всегда имеют утраты.
Про них иногда можно сказать: "Без рук, без ног, без головы"...
А еще у них очень часто отломаны носы, а иногда и уши.

Хорошо, если такая заметная часть лица, как нос, сломана фрагментарно.


Маленьким кусочком.


При этом понятна утраченная форма.


И на лице есть много всего выразительного, кроме носа.


Но бывает, что время по мраморному лицу словно катком прошлось.


Оставив множество лишних деталей, трудно соединяемых друг с другом.






Здесь приводятся рекомендации по реставрации мраморных скульптур из книги И.В.Крестовского "Мраморная скульптура. Руководство по технике реставрации мраморной скульптуры". Ленинград,.1934 г.
Наружная мраморная скульптура, как садовая, так и монументально-декоративная (фасадная и надфронтонная) требуют восстановления своих утраченных частей обязательно в мраморе. Для скульптуры же, хранящейся в закрытом помещении, допускаются восстановления в гипсе.
Восстанавливая утраченные части у скульптуры, например, отбитый нос (рис. 31 а) скульптор предварительно лепит его из мягкого материала, а затем снимает с него гипсовую форму, захватывая также и соседние части тела, чтобы иметь место для углубления будущего гнезда (рис. 31 б).
Отлитую модель из снятой формы, скульптор вырубает в мраморе с некоторым запасом сзади нее (рис. 31 в), который называется замком.
Затем, соответственно размерам и глубине замка, вырубает в оригинале гнездо (рис. 31 г), в которое и вставляет сделанный из мрамора нос, укрепляя его на сере, гипсе, гашеной извести с мраморной крошкой и жидким стеклом, магнезите или шеллаке и др.
Гипс для наружной скульптуры не следует употреблять. Для большей крепости можно ввести медный перон, но при достаточной глубине гнезда и, следовательно, достаточной величине краев его, перон не обязателен, так как края сами предохранят поставленную часть от выпадения.


Выполняется подобная реставрация еще другим способом—без вырубки гнезда и без замкового соединения.
Для этого нужно до лепки отбитого носа или какой либо другой утерянной части, в скульптуре, сравнять скарпелью площадь излома, чтобы сделать гладкую площадочку, по возможности, щадя края излома.
На срубленной площадке лепится утерянная часть, а затем снимается с нее форма и отливается гипсовая модель.
Из мрамора нос вырубается без замка, задняя площадка его соответствует площадке, сделанной на оригинале.
Укреплять, в этом случае, добавляемую часть необходимо на пероне и только на магнезите или шеллаке; укрепление на гипсе допускается лишь у скульптуры, хранящейся в закрытом помещении.


У девушки справа видна дырочка в носу. Это след от крепежного перона. А кончик ее носа все равно потерялся.

Как бы ни были искусно сделаны дополненные части, они все же долгое время являются неприятными белыми пятнами на общем желтовато-сером тоне старого мрамора. Особенно неприятны эти пятна на лице, где они уродуют и искажают его до карикатурности.

Чтобы уничтожить этот диссонанс, необходимо новые части искусственно патинировать. Для этой цели применяют либо очень
крепко настоянный чай, либо крепкий кофе, или же некрепкий водный раствор марганцево-кислого калия.
Соответственно тонировке скульптуры, выбирают тот или иной раствор и смазывают кистью вновь поставленную часть.
Смазывание надо проводить постепенно, давая после каждой смазки просохнуть.
Эта предосторожность необходима чтобы не перетемнить патинировку.
Хотя тон патинированной части и не будет вполне отвечать общему тону скульптуры, но все же, неприятная новизна куска будет убита, а со временем совершенно сгладится и сольется с общим тоном скульптуры.

Докомпоновка из гипса или другого реставрационного материала (не мрамора) выглядит грубее, но позволяет докомпоновать скульптуру без внедрения в подлинный исторический материал. Ничего не подрезая, не отпиливая, не выдабливая и не высверливая.


Такой способ позволяет вылепить утраченную часть более схематично и условно.
Разность фактур натурального камня и материала использованного при докомпоновке помогает видеть скульптуру целостно и завершено не нарушая понятия "подлинность".


P.S.
1. Не пытайтесь реставрировать античные скульптуры у себя дома. Обращайтесь к аттестованным МК РФ специалистам.
2. Все фотографии в публикации (кроме № 6) сделаны мною в глиптотека Карлсберга (Копенгаген, Дания).
    Фотография № 6 - это скульптуры в музее античного Будринта (Албания)

Featured Posts from This Journal

promo beliaeva_t march 25, 00:33 2
Buy for 20 tokens
Небольшой архив с фотографиями Троице-Сергиевой лавры перешел ко мне от двоюродной тети Натальи Владимировны Масалиной. Часть 2. Успенский собор. Полагаю, что эти снимки сделаны в 50-х годах прошлого века. Сегодня подготовила для публикации фотографии с Надкладезной часовней, находящейся рядом с…

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
vitale2
Jan. 7th, 2018 10:38 pm (UTC)
Спасибо большое за подробный и интересный экскурс, и прекрасные фотографии!
Будь моя воля, я бы вообще не трогал сии,в общем, деликатные части: пустяки всё ето, да и подлинность дороже.( Вроде Венере Милосской руки пока не обсуждают приделать?))
beliaeva_t
Jan. 7th, 2018 10:43 pm (UTC)
Обсуждают. Спорят. Предлагают варианты:
http://worldartdalia.blogspot.ru/2014/06/blog-post_5929.html
Но сейчас, с нашими руками лучше с шедеврами не экспериментировать.

Edited at 2018-01-07 11:06 pm (UTC)
(no subject) - vitale2 - Jan. 7th, 2018 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beliaeva_t - Jan. 7th, 2018 11:12 pm (UTC) - Expand
sergej_manit
Jan. 7th, 2018 11:30 pm (UTC)
- красить чаем и кофе - хорошая мысль! Мне может и пригодится...
beliaeva_t
Jan. 8th, 2018 12:02 am (UTC)
Вы мой пост до конца прочитали? Там есть P.S.
(no subject) - sergej_manit - Jan. 8th, 2018 01:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - beliaeva_t - Jan. 8th, 2018 08:16 pm (UTC) - Expand
luba_mont
Jan. 7th, 2018 11:46 pm (UTC)
Спасибо, Таня! Очень интересно! Только фотографии с отделенными носами жутковатые.
beliaeva_t
Jan. 8th, 2018 12:00 am (UTC)
Зря я об этом ночью написала. Не подумала

Edited at 2018-01-08 08:14 pm (UTC)
renardetraisin
Jan. 8th, 2018 08:43 am (UTC)
Спасибо, отличные рекомендации!))
А вот в прежние времена битая скульптура в престижной коллекции считалась "не комильфо".
В Лувре есть целый зал докомпонованной античной скульптуры из коллекции того самого Мазарини (см. А.Дюма).
Он любил и собирал антики, а его придворные мастера "реставрировали"(бронзой или мрамором) - там не только лишь носы были утрачены:
IMG_7260


Edited at 2018-01-08 08:43 am (UTC)
beliaeva_t
Jan. 8th, 2018 09:35 pm (UTC)
Битые скульптуры пытались реставрировать еще в Древнем Риме. В Эрмитаже " Эрот, Натягивающий лук " это пример античной реставрации.
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5460

scu139.jpg


Античные статуи из мрамора сохранили следы покраски, что говорит о том, что их иногда раскрашивали и даже золотили.
Но еще сохранились примеры сочетания в скульптуре различных видов камня.
NIK_8368.jpg

Эта техника обрела новую жизнь и приобрела особую изысканность в 17-18 веках.
NIK_8983.JPG

На вашей фотографии это не реставрация, а копия античной скульптуры выполненная в технике того времени.



Edited at 2018-01-08 09:38 pm (UTC)
(no subject) - renardetraisin - Jan. 9th, 2018 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - beliaeva_t - Jan. 9th, 2018 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - renardetraisin - Jan. 9th, 2018 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - beliaeva_t - Jan. 9th, 2018 08:33 pm (UTC) - Expand
sazikov
Jan. 9th, 2018 07:36 am (UTC)
Уважаемая Татьяна! Поздравляю Вас с днем рождения!
beliaeva_t
Jan. 9th, 2018 10:21 am (UTC)
СПАСИБО, очень очень приятно! Очень рада знакомству! С удовольствием слежу за вашими публикациями.
(no subject) - sazikov - Jan. 9th, 2018 10:32 am (UTC) - Expand
galik_123
Jan. 9th, 2018 08:43 am (UTC)
С Днём Рождения, Татьяна!
Всего наилучшего - доброго здоровья, радости, благополучия,
успеха во всех начинаниях и интересных впечатлений!
beliaeva_t
Jan. 9th, 2018 10:24 am (UTC)
СПАСИБО! Очень приятно! С прошедшими Вас праздниками!!! Пусть все дни в этом году будут светлыми, как сегодня!
rutinin
Jan. 9th, 2018 10:39 am (UTC)
С Днем рождения, Таня! Вам уже столько всего "нажелали", и не знаю что добавить:) Гармонии в жизни я вам желаю, в ней смысл жизни:)
beliaeva_t
Jan. 9th, 2018 01:42 pm (UTC)
Володя, спасибо! Спасибо за поздравления и пожелание гармонии.
Вчера была грусть, а сегодня радостно))).
Тепло на душе, когда видишь внимание получаешь внимание друзей и близких.
Приятно, когда тебя поздравляют)))
sergej_manit
Jan. 9th, 2018 06:33 pm (UTC)
С Днём рождения !!! :)
beliaeva_t
Jan. 9th, 2018 08:46 pm (UTC)
СПАСИБО большое!!! Очень приятно)))
sedov_05
Jan. 9th, 2018 10:33 pm (UTC)

beliaeva_t
Jan. 10th, 2018 12:23 pm (UTC)
Спасибо! Симпатичный персонаж))) За этим карнавальным костюмом хорошо видна добрая и светлая душа!!!
И пирог выглядит аппетитно! Спасибо)))
il_ducess
Jan. 17th, 2018 06:00 pm (UTC)
Спасибо большое))
А в Риме, мне кажется, не приделывают носы))
так безносые и стоят))
beliaeva_t
Jan. 17th, 2018 11:35 pm (UTC)
И правильно делают)
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

beliaeva_t
Т.Беляева / Sketchbook

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel