?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1(12) ноября 1851 года состоялось официальное открытие железнодорожной магистрали, связавшей старую и новую столицы России, Петербург и Москву. Протяженность второй по времени и первой по значению для государства дороги составила 645 км.

Москва



Петербурго-Московская (Николаевская) железная дорога имела 34 станции четырех классов. Станции I класса располагались на расстоянии примерно 160 км друг от друга, II, III и IV класса — 80, 40 и 20 км.

Для обеспечения надежного технического обслуживания  и ремонта паровозов на 9 станциях I и II классов (т.е. через каждые 80 км) были построены здания депо.

Станции I класса: Петербург, Малая Вишера, Бологое, Тверь, Москва. Станции II класса: Любань, Окуловка, Спирово, Клин.

Депо строились по типовому проекту архитектора К.А. Тона. Они были круглыми, с внешним диаметром около 67 м. Внутреннее пространство было разделено арочными конструкциями на 22 секции длиной около 15 м. Четыре секции были сквозными и использовались для въезда паровозов в здание депо и для проезда в мастерские. Остальные 18 были тупиковыми и служили для ремонта и обслуживания стоящих в них паровозов. Каждая секция (паровозное стойло) перекрывалось сводчатым потолком с отверстиями для установки вытяжных труб,  отводящих паровозный дым.  В центре (внутреннем дворе) располагался поворотный круг. Для защиты поворотного круга от атмосферных осадков внутренний двор перекрывался легким металлическим куполом, на верху которого была надстройка (фонарь) для освещения и вентиляции.

В Москве, ввиду особенностей рельефа, в проект депо были внесены изменения. Здание было построено на высоком основании и без пристройки для мастерских. Проезды в мастерские были заменены дополнительными паровозными  стойлами (20 против 18-ти по проекту).

В конце 1860-х годов,  в связи с увеличением мощности и габаритов локомотивов, все круглые депо Николаевской железной дороги были модернизированы. Паровозные стойла удлинили за счет наружной пристройки в виде третьей концентрической стены.

К сожалению, возможность подобных реконструкций вскоре была исчерпана. Быстрое развитие техники требовало более универсальных и гибких решений.  На смену круглым депо пришли сначала так называемые веерные, а затем прямоугольные депо.

В связи с утратой своей первоначальной функции круглые депо начинают стихийно перестраиваться, а позднее разрушаться.

В данной заметке представлена подборка архивных фотографий с видами каждой станции Николаевской железной дороги, имевшей круглое депо. Приложены чертежи с планами и разрезами.

О современном состоянии каждого из этих депо можно прочитать в подробном отчете Ю.Егорова:

http://www.archnadzor.ru/2012/07/23/iz-moskvyi-v-peterburg-so-vsemi-ostanovkami/#more-10771

Санкт-Петербург (фотография нач.1950-х гг.) Вдали видны огoленные конструкции купола депо.

С-Пб

Круглое депо станции Любань

Любань


Депо станции Малая Вишера.

Малая Вишера


Депо станции Окуловка
Окуловка
Депо станции Бологое.

Бологое


Депо станции Спирово.
Станция Спирово

Круглое депо на станции Тверь.
Тверь

Станция Клин.
Клин

Круговое депо Николаевской железной дороги в Москве
.Москва

Чертеж  паровозного здания.
План

разрез_1

Разрез_2
promo beliaeva_t march 18, 2014 01:49 4
Buy for 20 tokens
Фото 1909 г. В 1893-1900 г.г. в Софийском соборе проводились масштабные работы по устройству отопительной системы, а заодно были проведены исследования и восстановлено древнее позакомарное покрытие. Устройство отопления и посводного покрытия кровли сильно изменили микроклимат собора.…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
vitale2
Aug. 16th, 2012 06:39 am (UTC)
Cпасибо автору! По-моему исчерпывающая подборка и по иконографии данного сооружения, и по истории кругового депо Николавской железной дороги. Бесконечно жаль, что не сохранилось ни одного "нетронутого" экземпляра, ну да это уж наши, расейские реалии...
prussak
Aug. 16th, 2012 08:16 am (UTC)
к вопросу о "расейских" реалиях
в германии таких построек было около 30. сохранилось 2. отчего? - а оттого, что транспорт на месте не стоял, и паровозы росли, и требования к путевым постройкам - тоже.
а вот в польше сохранилось таких построек целых 3 (их и было 3). потому, что сравнимого с немецким - и с "расейским" промышленного развития польша не знала.
(Anonymous)
Sep. 26th, 2012 03:48 pm (UTC)
Смотрим на третью фотографию (Чорный Краевед - Круговое депо в опасности! wlad11.livejournal.com/77814.html):

Над двойными окнами - двойные арки (декорированы как арки "выходящие" на поверхность ротонды Пантеона (в Риме).
Над каждым двойным окном - 14 кессонов. Окон всего 22, следовательно кессонов - 308.
Между окнами - ребра жесткости. Их - тоже 22. На каждом - 4 кессона. Всего на ребрах - 88 кессонов. Суммируя 308 и 88 получаем 396...

Длина внутренней окружности ротонды Пантеона - 308 римских локтя. А длина внешней - 396 римских локтя.

Получаем совершенно нетривиальный способ моделирования одного архитектурного объекта другим архитектурным объектом. Возможно - единственный в мире.

Геннадий.
beliaeva_t
Sep. 27th, 2012 11:35 am (UTC)
Интересно... Правда, лично у меня, стены круглого депо вызывали ассоциации с Колизеем...
(Anonymous)
Oct. 6th, 2012 06:15 pm (UTC)
К. Тон длительно находился в Риме...
Кроме того он явно был знаком со всеми предшествовавшими проектами храма Христа Спасителя, в частности - с проектом Дж. Кваренги (проект копирования Пантеона).
(Anonymous)
Oct. 7th, 2012 11:47 am (UTC)
Да, действительно изнутри Круговое депо напоминает одноэтажный Колизей (одноэтажный и вывернутый подобно перчатке).
Итак, Круговое депо - композиция архитектурных цитат (Колизея, храма Фавна и Пантеон).

Геннадий.
22sobaki
May. 18th, 2014 09:53 pm (UTC)
А ведь какая функциональная вещь в смысле вентиляции. Там, где паровоз стоит, сделана местная вытяжка над дымовой трубой. А там, где движется (поворотный круг), сделан высокий купол и фонарь для удаления воздуха.
beliaeva_t
May. 19th, 2014 08:43 pm (UTC)
Часто скучная, но пафосная эклектика пренебрежительно называется "тоновщиной".
После кругового депо к К.А.Тону свое отношение резко поменяла на уважительное.
Депо безупречно красиво, потому что все в нем подчинено функции - как в механизме часов.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

beliaeva_t
Т.Беляева / Sketchbook

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel