?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

lobgott в Владимирские деревянные церкви





Прежние деревянные храмы и другия им подобныя сооружения для любителей составляют не малый интерес; некоторыя из них любопытны в архитектурном и историческом отношениях, другия по воспоминаниям, третьи устроенныя первобытными обитателями местностей, располагали их на красивых местах природы. К таким живописным местностям относится в Вязниковском уезде погост св. архидиакона Стефана; местностию этой любуются многие путешественники, оставляя по ея красоте самыя приятныя воспоминания. Памятником старины только и осталось здесь что деревянная церковь, которая придает еще более прелести этой пустыне; на крутой возвышенности виднеются два храма, каменный и деревянный, смесь прежней и новой архитектуры, с горами, холмами, вековыми деревьями, уютным вокруг храма сельским не большим кладбищем, и в подошве погоста синеющей рекой Клязьмой. Деревянная церковь строена как свидетельствуют акты в конце первой половины XVIII века, в 1743 году, а самый погост состоял тогда в Владимирском уезде вторая церковь в погосте каменная новейшаго времени. Погостом архидиакона Стефана пленился бывший Владимирским губернатором с 1802 по 1812 год князь Иван Михайлович Долгоруков; в записках своих он говорит: "я здесь часто забывал откуда и куда и где я". Эти впечатления были поводом к стихотворению его: Размышление на берегу Клязьмы, при погосте архидиакона Стефана. Приводим из него следующую строфу.

Природа! здесь и я почувствовал тебя.
С горы среди могил у ног дубов ветвистых,
Я в Клязьме вижу ток то мрачных струй то чистых;
Естественное зря движение воды,
Смотрю больших судов на скромные следы,
И думаю: вот так судьба дни смертных косит;
Вода несет суда, а время жизнь уносит;
За каплей капля вод в моря бежит из рек, —
Живой пример, как мы день за днем гоним век.




Архидиаконский погост.

Погост Архидиаконский на р. Клязьме находится в 16 вер. от уезднаго города и в 110 от губернскаго.
Первыя сведения о церкви в Архидиаконском погосте мы находим в патриарших окладных книгах, в них под 136 (1628) г. отмечено: "церковь архидьякона Стефана в вотчия боярина князя Фед. Иван. Мстиславскаго княгини Ирины в Ярополченской волости на Клязьме на берегу".
Таким образом в начале XVII столетия церковь здесь уже существовала, но была-ли раньше того, сведений об этом не имеется.
Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной в 1754 году епископом Владимирским Платоном, видно, что до 1719 года в погосте было две деревянных церкви: а) в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана и б) теплая церковь во имя св. Николая Чудотворца. Очевидно, что Казанская церковь построена после той, которая упомянута в 1628 году.
В 1719 году Казанская церковь сгорела и богослужения до 1744 года совершалось в ветхой Никольской церкви. Тем временем в 1742 г. построена была новая деревянная церковь во имя архидиакона Стефана. — В 1754 году обе эти церкви "от молненнаго запаления" сгорели.
В 1754—58 гг. построен был вновь деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана. — Этот деревянный храм существует на погосте и в настоящее время. Но придельный престол в 1805 г. был переименован во имя св. пророка Илии.
В 1792—805 гг. построен на погосте существующий ныне каменный храм. Главный престол был освящен во имя св. архидиакона Стефана, придел во имя св. Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон обращает на себя внимание Казанская икона Божией Матери древняго письма в серебряной ризе.
...
При церкви с 1886 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 51.






Иваново-Вознесенск.

Успенская церковь, что на кладбище.
Церковь Успения Пресвятыя Богородицы построена в 1843 г. усердием купца Антона Николаевича Шодчина; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою.
Престолов в церкви три: в холодной — в честь Успения Божией Матери и в теплых приделах: во имя Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя Св. Великомученицы Варвары.
Сей церкви принадлежит деревянная Успенская церковь, поставленная на кладбище в 1817 году усердием крестьянина села Иванова Иосифа Гандурина, а раньше того времени находившаяся при Покровской церкви. Престол в ней один — в честь Успения Божией Матери; зданием ветха; богослужение в ней не совершается.






Ильинская, находящаяся на поле села Карачарова, в 2 1/2 верстах от г. Мурома, по преданию устроена в царствование Михаила Феодоровича, и память свою соединяет с мором, бывшим при царе Борисе Годунове в 1601, 1604 годах, когда сельские жители опасаясь заразы, тела умерших, как своих, так прихожих и проезжих, зарывали в общей могиле на временном кладбище в лесу, где и теперь стоит эта церковь. С прекращением мора Карачаровцы возъимели желание поставить на этом месте церковь, которую и соорудили, по их выражению, своими руками, без посторонних мастеров. На время построения церкви указывает надпись едва заметная на наружной обшивке паперти, которая возобновлена по прежней надписи: великому Пророку святому угоднику божию Илие, строен в 1629 году, рублен лес в болоте Торском. Местность где выстроена церковь, и до сих пор называется Торское болото, остатки коего еще сохранились. На бревне южной стены здания вырезано грубо "сему дому построенному 160 года" (1652). К этому храму совершаются ежегодно крестные ходы из села Карачарова: первый в среду при начале Петрова поста, установленный от язвы и в память освящения храма, второй за неделю до Ильина дня, по случаю прекращения в 1848 году холеры и третий 20 июля в храмовой праздник пророка Илии.


Карачаровский приход.

Село Карачарово, на реке Оке, находится в 125-ти вер. от губернскаго города и в 5-ти от уезднаго.
В былине об Илье Муромце Карачарово считается местом родины этого русскаго богатыря. He смотря на такую глубокую древность, до XVII в Карачарове не имеется никаких сведений.
В писцовых книгах 1629—30 гг. о Карачарове сообщается следующее: "Карачарово дано царем Михаилом Феодоровичем за осадное Московское сиденье князю Василью Янушевичу Сулешову; в селе в то время была церковь Живоначальныя Троицы и другая церковь во имя Св. Николая Чудотворца — обе деревянныя; при церкви были два попа, дьякон, дьячек, пономарь и просвирница, на церковной земле было 6 бобыльских дворов; пашни церковной середние земли было 40 четв., сена 50 копен; в селе были — двор вотчинников, двор прикащиков, 14 дворов деловых людей, 86 дворов крестьянских и 17 дворов пустых (большая часть жителей этих дворов сбежали).
Чрез 50 лет в 1676 году Карачарово значится вотчиной другого помещика — князя Михаила Яковлевича Черкасскаго; после оно принадлежало графам Разумовским и Уваровым.
...
Кроме этого к приходской церкви приписана деревянная церковь во имя Св. пророка Илии, которая находится в поле на разстоянии 1 1/2 версты от села... Церковь с трех сторон окружена тесовою папертью; кровля на ней в один скат, глава реповидная, крест четырех-конечный. Окна прежде были маленькия "волоковыя"; часть их ныне расширена. Богослужение в этой церкви совершается 3 раза в год; утвари особой нет, она берется из приходской церкви.






Голянищевский приход (приписной).

Село Голянищево находится в 160 верстах от губернскаго города и в 40 от уезднаго.
В писцовых кигах 1629—30 г.г. отмечено, что
дворцовое село Голянищево дано было в вотчину боярину Михаилу Борисовичу Шеину; в то время в селе были 27 дворов крестьянских, 12 дв. бобыльских и 6 дв. пустых. Церкви в Голянищеве по этим писцовым книгам не значится.
Но в окладных книгах Рязанской епархии 1676 г. в с. Голянищеве показана церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы, при ней двор попа Ефима, дворы дьячков и просвирницын, да в приходе двор прикащиков, 43 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в настоящее время в Голянищеве 37 дворов).
Сколько раз и когда именно эта церковь была перестроена, сведений о том не сохранилось. И в настоящее время в Голянищеве деревянная церковь с такою же колокольнею.
Престол в ней один в честь Рождества Пресв. Богородицы.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.






Спас-Купалищский приход.

Погост Спас-Купалищи, при впадении р. Судогды в Клязьму, находится в 20 верст. от уезднаго города и в 25 от губернскаго.
По преданию, построение церкви и на этом погосте относится ко времени возвращения царя Ивана Васильевича из-под Казани. На месте своего купанья он будто бы приказал построить церковь во имя Преображения Господня.
Первыя документальныя сведения об этом погосте имеются в патриарших окладных книгах, в коих под 1628 г. отмечено: "церковь Преображения Господа Бога и Спаса Нашего I. Христа на погосте на Купалищах."
В писцовых книгах 1643—1647 г.г. о Спас-Купалищском погосте имеются более подробныя сведения: "на погосте церковь Преображения Господня древяна клецки — строение приходских людей; при церкви священник и дьячек, 3 двора бобылей, "питаются от церкви Божией"; пашни церковной "худые земли" по 13 четв. в поле, сена до р. Клязьме 20 копен, бору на пол-версты в длину и ширину."
В писцовых книгах 1653—54 гг. заключаются теже свединия о Купалищском погосте, только сенных покосов показано вместо 20 копен 50.
В 1663 г. на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Преображения Господня. В 1711 году, как видно из отметки в делах патриаршаго приказа, здесь построена была новая церковь теплая во имя Живоначальныя Троицы. Бобыльские дворы, показанные в писцовых книгах XVII в., в это время уже запустели.
В 1763 году Преображенский храм был перестроен заново и в этом перестроенном виде существовал он до 1869 года, когда он был разобран. Храм был об одной главе, вокруг его была крытая галлерея; над престолом была висячая сень.






Драчевский приход.

Село Драчево, при прудах, находится в 52-х верст. от уезднаго города и в 96-ти от губернскаго.
По писцовым книгам 1628—30 гг. село Драчево значится за стольником Василием Ивановичем Нагим, а до него было за князем Федором Ивановичем Мстиславским; в то время в селе была церковь Собор Архистратига Михаила—ветха—строение вотчинников; при церкви священник, пономарь и просвирница; пашни церковной по 20 четв. в поле; в селе двор прикащиков и 44 дв. крестьянских.
За тем же помещиком записаны приходския деревни — Павлово, Нагавицыно тож, в ней 12 дв. крестьянских, д. Корелкино — 20 дв. и д. Санчугова, в ней 7 дв. крестьянских и 4 бобыльских.
Дальнейшия сведения о церкви в селе Драчеве довольно спутанны. В окладных книгах Рязанскаго епископа за 1676 г. в Драчеве значится церковь Казанской Божией Матери; отсюда можно заключать, что бывшая здесь в 1628—30 гг. церковь была перестроена и по перестройке освящена в честь другого праздника. Но с другой стороны, в Драчевской церкви сохранился до настоящаго времени антиминс, освященный для Архангельскаго храма в 1680 году Рязанским митрополитом Иосифом. В таком случае можно думать, что около 1680 г. в Драчеве был возобновлен и бывший прежде Архангельский храм.
...
Что же касается деревянной Архангельской церкви, то она сохранилась здесь до настоящяго времени, как памятник русской церковной архитектуры XVII века.
Устройство этой церкви весьма простое; она состоит из трех срубов — алтарнаго, церковнаго и трапезнаго на подклетях; паперть от последняго сруба отделена стеной; крыша на церкви двускатная. На верху крыши поставлена круглая шейка, утвержденная на небольшом осмерике; глава довольно большая обита деревянной чешуей. Над трапезой поставлена колокольница, рубленная на 5 углов и покрытая шатром. Кресты на главах осьмиконечные.






Воютинский приход.

Село Воютино на реке Оке и речке Виселке находится в 18-ти верст. от уезднаго города и в 140 от губернскаго.
В писцовых книгах 1628—30 гг, значится сельцо Воютиново за вдовою Настасьей Ивашевой; в сельце тогда были двое прикащиков и 12 дворов крестьянских. О церкви в этих книгах не упомянуто, следовательно, в то время в Воютине ея еще не было. В тех же книгах значится и приходская деревня Толстиково, принадлежавшая помещику Всеволоцкому.
Когда построена в Воютине в первый раз церковь, с точностью неизвестно, но несомненно раньше 1676 года, так как в окладных книгах Рязанской епархии за этот год отмечено, что "в селе Воютине церковь Воскресения Христова, при той церкви двор попа Ивана, да в приходе 38 дворов крестьянских и 1 дв. бобыльский, дер. Елина, в ней два двора помещиков, дер. Першатина, в ней 11 дв. крестьянских, дер. Толстиково и Каменица, в них 17 дворов крестьянских. Да по сказке попа Ивана дано ему земли по пяти четвертей в поле с полуосминою".
В 1716—21 гг. в Воютине был построен новый деревянный храм, по благословению епископа Рязанскаго Сильвестра; строителем был священник Московскаго Ивановскаго девичьяго монастыря Алексей Иванов, "построил ее по родителях своих и по всех своих родственниках".
В 1765 году церков была перестроена вновь и освящена с благословения епископа Рязанскаго Палладия. Эта церковь в распространенном виде существует в Воютине и в настоящее время. Деревянная колокольня в 1881 году была построена вновь.
Престолов в церкви в настоящее три: главный во имя Воскресения Христова, в приделах: во имя Живоначальныя Троицы и в честь св. муч. Параскевы.






Добрячево.

К Загорьевской церкви приписан приход упраздненнаго села Добрячева, в полуторе версте разстояния. До 1616 года Добрячево было вотчиной Московскаго патриарха, а в этом году было пожаловано Ивану Ивановичу Косагову.
Об основании церкви в Добрячеве исторических свидетельств не имеется; но она существовала в селе уже в начале ХVІІ столетия, как показывают окладныя книги патриаршаго казеннаго приказа, в которых она под 1628 годом записана так: "церковь Живоначальныя Троицы в селе Добрячеве дани шесть алтын три денги десятильнича гривна: а по новому дозору 162 (1654) года положено дани 14 алт. 2 ден. заезда гривна"; в это время, т.-е. в половине XVII стол., в Троицкой церкви имелся придел во имя Свят. и Чудотв. Николая; причт при церкви составляли: поп Василий Афанасьев, дьячек Ивашка Тимофеев, пономарь Васка Федоров; церковной земли в отказных патриарших книгах 153—155 (1645—1647) значится: "10 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена 15 копен". Церковь зданием была деревянная. До половины настоящаго столетия Троицкая церковь имела самостоятельный приход, но содержание свое получала не от прихожан, которых было очень мало, а от помещиков села Добрячева гг. Косаговых.
В 1855 году приход был упразднен и приписан к селу Старкову; а с 1888 года им заведует причт села Загорья.
Церковные документы: копии с метрических книг и исповедных росписей до 1888 года хранятся в церкви села Старкова, а с 1888 года — в церкви села Загорья.
При церкви имеется земли: усадебной 1/4 десятины, сенокосной 1 десятина 452 саж. и пахатной 23 дес. 2,188 кв. саж.; неудобной к возделыванию земли 7 десятин 1,835 кв. саж.
Загорьевский причт получает от земли 120 руб. и за требоисправления 15 руб., а всего 135 руб. в год.
В Добрячеве 16 дворов, душ мужескаго пола 39 и женскаго пола 41 душа.






Березницы.

Село Березницы находится от губернскаго города в 70-ти верстах, от уезднаго в 20-ти верстах, при колодце.
Село в старину принадлежало частным владельцам.
...
Флоровская церковь существовала в селе до 1749 года, а в этом году была построена новая деревянная церковь с такою же колокольнею и освящена в честь Святителя и Чудотворца Николая. В 1852 году эта церковь тщанием помещицы Елизаветы Ивановны Зейферт была возобновлена: поставлена на каменный фундамент и покрыта железом. В этом виде Николаевская церковь существует и в настоящее время; престол в ней один; зданием холодная.






Гороховец.

К Благовещенскому же собору приписана кладбищенская церковь. В 1841 г. на средства купца Лухманова устроена на городском кладбище деревянная с такою же колокольнею церковь. Престол в этой церкви один — во имя Всех Святых. Богослужение совершается здесь только в летнее время по просьбе прихожан причтами — соборным и Воскресенской городской церкви.






Пестяковский приход.

Село Пестяки при речке Пурешке находится в 60 вер. от уезднаго города и в 165 от губернскаго.
Первыя сведения о церкви в селе Пестяках находятся в писцовых книгах Суздальскаго уезда за 1628 г.; в этих книгах отмечено: "за стольником князем Иваном Никитич. Хованским вотчина за царя Василья Московское осадное сиденье погост Песяки на реке Пурех — церковь Николая Чудотворца древяна клецки — строение мирское; при церкви священник, дьячек и просвирня, 11 келей нищих; пашни церковной середние земли по 14 четв. в поле, сена 12 копен, лесу пашеннаго 2 дес. На церковной земле деревня приказнаго человека, в ней 6 дворов деловых людей".
По переписным книгам 1678 г. село Пестяки с многочисленными деревнями значится за князем Петром Ив. Хованским; во всей вотчин тогда было 125 дв. крестьянских и 139 бобыльских с населением 1,297 душ муж. пола.
В настоящее время село Пестяки большое торговое село, а приход Пестяковский по населению немногим меньше, чем Верхне-Ландеховский; в нем кроме села 78 деревень.
На кладбище в Пестяках имеется особая деревянная церковь, построенная прихожанами в 1787 г.; при ней каменная колокольня, построенная в 1885 г.
Престол в ней один во имя Живоначальныя Троицы; имеется особая утварь и ризница. Богослужение в ней совершается летом причтом Успенской церкви.






Верхне-Ландеховский приход.

Село Верхний Ландех на речке Ландех находится в 75 верст. от уезднаго города и в 180 от губернскаго.
Верхнеландеховский приход один из самых многолюдных приходов Владимирской епархии; в настоящее время он состоит кроме села из 108 деревень, а до 1865 года из 142 селений. Недостающия ныне деревни образовали особый приход (Симаковский), частию приписаны к другим приходам. — Но эти многочисленныя деревни очень не многолюдны: в самой большей из них 30 дворов, а в 58 деревнях менее десяти дворов.
По переписным книгам 1678 г. половина села Ландеха с многочисленными деревнями и починками значится в вотчине за боярином Юрием Ал. Долгоруковым; в этой вотчине было тогда 354 двора крестьянских и 80 бобыльских с населением 1,534 души муж. пола; другая половина также с многочисленными деревнями была в вотчине за князем Юр. Ив. Пожарским, в ней было 222 двора крестьянских и 136 бобыльских с населением 1,248 душ муж. пола. — В селе Ландех было два двора боярских и двор земскаго дьячка.
К сожалению, мы не имеем сведений о том, когда и кем построена в первый раз в Ландехе церковь. Но нужно думать, что богатая боярская вотчина имела уже церковь и в XVII столетии. В настоящее время в Ландехе несколько церквей.
...
4. На кладбище находится четвертый, но уже деревянный храм.
Престол в этом храме один — во имя св. апост. Петра и Павла; построен он в 1780 году.
Утварью и ризницей храм снабжен достаточно.






Осипово.

Село Осипово, при пруде, от уезднаго города находится в 10 верстах и от губернскаго города в 72 верстах.
Церковь в селе изстари существует в честь Св. Великомученика Дмитрия Солунскаго; в окладных патриаршаго казеннаго приказа книгах под 136 (1628) годом она записана так: "церковь Дмитрея Селунскаго в государе в дворцовом селе Осипове дани рубль шесть алтын четыре денги"; из благословенной грамоты 143 (1635) года, данной из патриаршаго приказа в село Осипово, видно, что церковь в это время имела два престола; под 161 (1653) годом о церкви и приходе сообщаются следующия сведения: "у церкви Дмитрия Селунскаго в вотчине Окольничаго Андрея Артемоновича Матвеева в селе Осипове 2 дв. поповых, дв. дьячков, дв. пономарев, дв. просвирнин, церковных бобылей 8 дв., да в приходе помещиковых 2 дв., крестьянских 284 дв., бобыльских 14 дв., пашни церковныя пахатныя середния земли 20 чети в поле, а в дву по тому ж". Из дальнейшей истории церкви известно: "202 г. июня 6 (1694) по благословенной грамоте дан антиминс ко освящению церкви в. мученика Димитрия в приделе Николая Чудотворца в Волод. уезде в село Осипово, взял антиминс тояж церкви поп Алексей"; в 1710 году при церкви причт составляли: "поп Федор Устинов вдов, сын его диакон Василиий, поп Иван Прокопьев, поп Алексей Гордеев, дьячек Петр Иванов". В 1762 году декабря 25 дня Дмитриевская церковь сгорела; в 1763 году, по прошению прихожан, преосвящ. Павлом, епископом Владимирским и Иеропольским, дана была грамота о строении новой деревянной церкви с престолами в прежния наименования; теплый Николаевский престол устроен и освящен был в 1765 году, по благословению того же епископа Павла; а холодный престол св. Димитрия Селунскаго устроен и освящен в 1772 году, по благословению Иеронима, епископа Владимирскаго и Муромскаго. В 1803 г., вместо деревянной церкви, тщанием прихожан построена ныне существующая пятиглавая каменная церковь, с таковою же колокольнею и оградою.
Престолов в церкви два: в холодной — в честь Св. Великомученика Дмитрия Селунскаго и в теплом приделе — во имя Святителя и Чудотворца Николая.
К сей церкви приписана кладбищенская Георгиевская церковь.






Приписная села Мисаилова Воскресенская церковь.

Село Мисаилово, при пруде, находится от села Санникова в 4 верстах, от уезднаго города в 18 верстах и от губернскаго города в 80 верстах.
В начале XVII столетия, как видно из окладных книг патриаршаго казеннаго приказа, в селе существовала церковь в честь Воскресения Господня и в 156 (1648) году она платила в патриарший приказ "дани одиннадцать алтын три денги да десятилничих гривну"; "164 (1656) года по новому дозору положено дани рубль 4 алтына 4 денги, заезда гривна"; а под 180 (1672) годом отмечено: "отдана Суздальскому архиепископу, впредь не писать". Из дальнейшей истории церкви известно следующее: до тридцатых годов настоящаго столетия церковь в селе была деревянная — в честь Воскресения Господня и имела два придельные престола: во имя св. пророка Божия Илии и во имя преподобнаго Сергия, Радонежскаго Чудотворца. В 1837 году эта церковь оказалась в некоторых своих частях ветхою, и потому, с разрешения епископа Парфения, была перестроена и в ней оставлен один престол — в честь Воскресения Господня, а бывшие два придельные — упразднены, Переделка церкви произведена на средства прихожан. Прихожане же своими средствами в 1866 году подложили под церковь каменный фундамент, покрыли железом, снаружи обшили тесом, внутри оштукатурили и возобновили иконостас и иконы, в нем находящияся; в 1880 году прихожане при церкви построили деревянную колокольню, вместо бывшей звонницы, утвержденной на четырех столбах и крытой тесом. — В этом виде церковь существует и в настоящее время.
Престол в церкви один — в честь Воскресения Господня.
В церкви сохраняются старинныя иконы, особенно чтимыя прихожанами и соседними селениями: икона Воскресения Господня, св. пророка Илии и препод. Сергия, Радонежскаго чудотворца; из старинных книг имеется Пролог с надписью: "Сия книга пролог церкви Воскресения Христова Господа нашего вотчины вдовы княжны Настасьи Борисовны Ромодановской, тщанием и собранием священника Алексия Романова подаянием верующих православных христиан, а кто сию книгу продаст или заложит или украдет и тот человек будет проклят и да будет анафема в будущем веке, а подписал сию книгу тогоже дому человек Симион Лаврентьев сын Краев, на память святаго и праведнаго Иова Многострадальнаго в 6 день 1785 г. своею рукою".
В церкви хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковнаго имущества составлена в 1886 году и хранится в церкви.
Земли церковной: усадебной 3 десятины, пахатной 27 десятин и 6 десятин под лесом.
В пользу Санниковскаго причта получается дохода: процентов с причтоваго капитала 52 руб., от земли и за требоисправления 100 руб., всего в год 152 руб.
Приход: село и деревни: Зайкино, Пшеничново, Половчиново и Василево. Деревни находятся от церкви не далее 2 вер.; препятствий к сообщению с ними не имеется. — Всех дворов в приходе 43, душ мужескаго пола 153 и женскаго пола 144 души.






Мстерский приход.

Мстерский единоверческий приход образовался из жителей слободы Мстеры.
Церковь деревянная построена в 1854 г. и освящена во имя Живоначальныя Тропцы. В 1884 году при ней построена другая каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами обе церкви снабжены достаточно.






Часовня бывшая близь г. Мурома на месте где лежало тело св. князя Михаила Константиновича убиеннаго в 1192 году, замечательна по своим историческим воспоминаниям: князь Михаил Константинович, по воле родителя своего Константина Святославича, с немногими людьми отправился в г. Муром для увещания в покорности и обещал дары, отчины и легкие оброки. Муромцы обманом призвав князя Михаила в город для мирных переговоров, убили его, и тело бросили за городом, а сами затворились в городе и стали приготовляться к бою. Вскоре подступил к стенам Мурома Константин со всем своим войском и по осаде, взял город без кровопролития. Первым делом княжения Константинова в Муроме было устроение храмов Божиих; первая церковь совершена была им обыденная деревянная в честь Благовещения Пресв. Богородицы и по устроении ея погребено тут тело убиеннаго князя Михаила «со псалмы» и песньми и с подобающею честию. В это время на том месте где лежало извергнутое из города тело князя Михаила, поставлена божонка, или часовня. Часовня эта существовала деревянная, рубленная в клетку, с шатровым верхом, возстановляемая время от времени в прежнем и виде и только недавно заменена каменного церковию.






Никольская часовня Ковровскаго уезда, находится в самом пустынном мест в лесу, и принадлежит к погосту Нередичь-Никольскому, отстоящему в 1 1/2 верстном разстоянии от часовни, происхождени ея по преданию, заключается в том что, на этом месте найден был резной деревянный образ угодника, который и находился некоторое время в этой часовне, а впоследствии перенесен в церковь погоста Нередичь, а в ней поставлено другое изображение угодника). Часовня св. Николая чудотворца, находясь в мрачно пустынной местности, окружена со всех сторон лесом, но на средоточии нескольких путесообщений, ведущих к некогда знаменитой ярмарками Холуйской слободе, никто не мог миновать прохода или проезда помимо упомянутой часовни; она выстроена в отдаленное время, была возобновляема и поддерживалась от разрушения, в первобытном виде; путники не пропускали забежать в часовеньку и опустить в кружку копейку на поддержание погоста Нередичскаго и этого сооружения. Ученые путешественники вносили о ней в свои путевыя заметки. Приводим несколько строк из таких записок: «однообразие дороги (от с. Мстеры до с. Холуя) прерывалось лишь перевозом на Холуйской пристани (на Клязьме) и часовнею с деревянным изваянием святаго чудотворца Николая, стоящею среди мрачнаго леса. С этою часовнею связаны народныя легенды. Темнота и холод в этой часовне, посреди нея колоссальная белая фигура угодника, стоящего с большим мечем в руках и пустынный лес вокруг действительно производят трепет в душе». Означенная часовня с окончательным упадком Холуйских ярмарок, уже близка к разрушению и едва держится и недалеко то время, что это место заростет, тем же лесом который окружает ее; она останется лишь памятником в рисунке, а в народе некоторое время, удержатся разныя легендарныя предания.






Старинное здание часовни, убогий дом в г. Вязниках; основание ея относится, к отдаленному времени; часовня эта доныне сохранила название убогаго дома. По старинным актам 1643 года видно, что при Ярополческом убогом доме, были и свои земли. Этот ли самый убогия дом имеющий вид часовни существовал тогда или еще был другой дом, не известно; исторических указаний, на это прямых нет, по народным же преданиям с существующими обычаями, убогими домами здесь назывались местности, занимаемый особыми кладбищами, для погребения скоропостижно умерших, которые умирали без покаяния и лишались церковнаго поминовения, и по них панихида бывает один раз в год в семик. Земли при таких убогих домах существовали для ремонтировки и поддержки устроенных часовень.
В этой часовне как и других вообще часовнях помещено несколько икон и каждогодно в день семика совершаются панихиды; этот убогий дом едва держится, но его еще подновляет духовенство, к приходу котораго он принадлежит как пользуются от поминок некоторым доходом, а не будь этих выгод давно его бы не существовало и остатки поступили на топку печей.





О других деревянных храмах здешней губернии исторических сведений и летописей не встречалось до сих пор; рисунки их и заключают безлетописныя памятники минувшаго времени, доколе некоторыя еще существуют до окончательнаго изчезнования.




Позволяем закончить, по этому же поводу заметкой, напечатанной еще в 1859 году в одном из ученых изданий Императорскаго Археологическаго общества. "На древния русския дерявянныя церкви следует обращать особенное внимание. Большая часть их уже заменены новыми каменными, построенными в новейшем вкусе, а прежния оставлены на произвол судьбы и с каждым годом быстро уничтожаются от разных причин, часто не оставляя и следов своего существования. Пройдет еще не много времени и, в России, останется весьма мало данных для археологических изысканий по этому предмету." Сказанное еще в 1859 году совершенно верно. В последнее 20-летие исчезновение старинных деревянных храмов без всякаго красноречия объясняет о гибели безвозвратно бывших памятников народнаго творчества.





1.Старинные деревянные храмы во Владимирской губернии. Рисовал и издал И.Голышев. Голышевка. 1879 год.
2. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Владимирской епархии. Выпуск третий. Составил В. Березин. Владимир. Типо-Литография В. Паркова. 1896 год.
3. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Владимирской епархии. Выпуск четвертый. Составил В. Добронравов. Владимир. Типо-Литография В. А. Паркова. 1897 год.
4. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Владимирской епархии. Выпуск пятый. Составили В. Березин и В. Добронравов. Владимир. Типо-Литография В. А. Паркова. 1898 год.


promo beliaeva_t november 10, 2013 01:39 4
Buy for 20 tokens
...А не замахнуться ли мне на Уильяма, нашего Шекспира?... Замок Кронборг или «Эльсинор» - место действия пьесы «Гамлет». Обход замка в поисках тени отца Гамлета был сделан весной этого года. фотография замка 1930-х годов…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
bob_ling
Jan. 9th, 2017 02:01 am (UTC)
С днем рождения! :)
beliaeva_t
Jan. 10th, 2017 08:14 pm (UTC)
Спасибо))) очень приятно! И Вас с прошедшими праздниками!
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

beliaeva_t
Т.Беляева / Sketchbook

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel