?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Полагают, что деревянную брусчатку для мощения улиц  впервые начали использовать в России, в XIV веке.
Однако,  в  XIX веке технология  устройство дорог с покрытием из деревянных брусков  была  творчески переработана  и  получила широкое распространение по всему миру.

В России:
В 30-е годы XIX века петербургские улицы стали мостить торцами – брусками поперечно разрезанных сосновых бревен.
Идею мощения разработал действительный статский советник, инженер путей сообщения Василий Петрович Гурьев.
Сначала, для эксперимента, деревянными брусками замостили два участка, на Большой Морской и на Миллионной улицах.
Обнаружилось, что при движении по новой мостовой уменьшаются тряска, мучившая тех, кто ехал, и шум, раздражавший жителей улицы.
Сам изобретатель с удовольствием констатировал:
«Жители успокоились от стуку, лошади ощутили новые силы и, не разбивая ног, возят теперь рысью большие телеги.
Экипажи сохраняются, а здоровье людей, особливо нежного пола, получило новый быт от приятной езды»
.
Эксперимент Гурьева признали удачным, и вскоре торцами был замощен весь Невский проспект.
За ним последовали невские набережные и некоторые улицы, прилегавшие к Невскому.
К 1917 г. значительная часть проездов Петербурга оделась в торцы.

Фотография 1897 года (К.К.Булла).  Невский проспект замощенный торцами по линии движения экипажей.

03


Один из параграфов "Урочного положения" посвящен работам по устройству таких мостовых.
Здесь коротко расписаны порядок работ, размеры блоков, способы укладки.
УП

В книге  «Городское хозяйство и строительство Ленинграда за 50 лет» (Л.: Лениздат, 1967) (dvzhuk)
приводятся схемы укладки.
По деревянному настилу:
Dorogi_i_Mosty_Fig252
По бетонному основанию:
Dorogi_i_Mosty_Fig253

...Деревянные мостовые устраиваются из мягких и твердых пород дерева.
Мягкое дерево наиболее вязкое, труднее колется и ровнее истирается; твердое дерево наоборот легче колется, дает меньший износ и большую непроницаемость для жидкостей.
В СССР обычно употребляется дерево мягкой породы — сосна, в форме шестигранных шашек (Ленинградская торцовая мостовая), при диаметре описанного круга торца 25 см, высотою 13—18 см, и в форме брусков размером шириной 8 см, длиной 16—25 см и высотой 10—15 см.
Основанием деревянных мостовых служит деревянный пол на лагах или бетон...

...Деревянные мостовые устраиваются с толстыми швами (до 8 мм), средними швами и без швов. В первом случае при укладке закладываются в поперечные швы рейки, затем заполняемые цементным раствором 1 : 2 или 1 : 3 или смесью вара с антраценовым маслом. Готовая мостовая посыпается слоем песка. При малых швах шашки укладываются вплотную, заливаются смесью вара с антраценовым маслом и посыпаются песком; при шестигранной форме торцы соединяют деревянными штырями, расположенными на половине высоты. Для возможности расширения мостовой при разбухании дерева у бордюрных торцов устраивают предохранительные швы, заполненные глиной, смолой или асфальтом; последние два типа заполнения дают лучшие результаты; такие же швы устраиваются и поперек дороги на расстоянии друг от друга 20—25 м. Срок службы торцовой мостовой 2—4 года. В целях предохранения от гниения деревянное основание покрывается горячей смолой, а торцы до укладки пропитывают антисептическими жидкостями, напр. креозотовым маслом. Рекомендуется торцовые мостовые содержать в возможной чистоте — чаще мести и мыть...

Одна из наиболее четких фотографий 1900-х годов, где хорошо видно мощение из шестигранных торцов.

Моя фирменная GIF-ка демонстрирует неровности булыжной мостовой и удобство передвижения по покрытию из деревянных брусков.
GIF

"Русский метод" устройства дорожного покрытия из дерева" вызвал большой интерес у европейцев и американцев.

В разных странах стали появляться различные запатентованные вариации деревянных мостовых.

02
Patent_Drawing_of_Nicolson's_Pavement








01wood-blocks


Смотрим процесс укладки на рисунках G.Julien и G. Giaud из французкого "Journal illustré"  за октябрь 1883 года.

Демонтаж старого покрытия, выравнивание поверхности, подготовка основания.



После выравнивания грунта делается черновое покрытие из раствора цемента и извести.
Когда черновое покрытие набирает достаточную прочность, по нему через направляющие рейки сантиметровой ширины наклеиваются пропитанные смолой деревянные бруски.



Рейки вынимают. Швы между блоками проливают кипящим битумом.


После застывания битума поверхность выравнивают жидкой смолой с помощью щеток.


До начала XX века деревянные мостовые успешно конкурировали с другими дорожными покрытиями (каменной брусчаткой и асфальтом).
Но ряд серьезных недостатков постепенно заставил полностью отказаться от деревянных брусков, а именно:


  • Покрытие после дождя становилось скользким. С этим неудобством мирились, потому что булыжные мостовые в непогоду тоже скользили.

  • ЗАПАХ!!!   Во-первых, запах битума во время устройства таких мостовых. Во-вторых, деревянные мостовые чудесным образом  впитывали в себя всякую грязь, особенно конский навоз.

  • Такое покрытие относилось к пожароопасным (правда, отмечалось, что на практике оно выдерживало сильные пожары).

  • Деревянные бруски иногда разбирались несознательными гражданами, как дрова для топки печей.

  • Самое главное и неприятное: Деревянные бруски всплывали при наводнениях. Именно наводнения поставили на этом покрытии точку.

Наводнение в Петрограде, 1903 год (leon_spb67)

Наводнение в Петрограде 1924 года (babs71)

Наводнение в Париже, 1910 год:
Carte-Inondation-1910462



Еще о деревянных мостовых

promo beliaeva_t february 10, 2014 01:12 2
Buy for 20 tokens
Цветными литографиями с видами Москвы поделился Андрей Кондрашов.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
ser_stepanov
Oct. 17th, 2017 06:22 pm (UTC)
Отличная статья, спасибо!
beliaeva_t
Oct. 17th, 2017 06:46 pm (UTC)
Спасибо)))
vitale2
Oct. 17th, 2017 06:34 pm (UTC)
Спасибо, очень интересный пост!
А откуда известно про 14 век? И чем мостили до 19 века? Только булыгами?
Совершенно не согласен насчёт Европы "вдохновлённой российским изобретением": в старых европейских городах сохранились мощения 17-18 вв. (только кажется из дубовых плашек) (например в Копенгагене)...
beliaeva_t
Oct. 17th, 2017 06:46 pm (UTC)
Про 14 век одна бабушка сказала))))
Про "Русский метод" пишут в зарубежных публикациях на эту тему.
Иногда, с уважением вспоминают изобретателя: Mr. Gurieff.
Пост только о деревянных мостовых 19 века, с битумом, пиком, гудроном....
Насчет Европы знаем примеры из средневековья, но бабушкам верю))))
92-rue19
vitale2
Oct. 17th, 2017 06:50 pm (UTC)
Спасибо, про бабушек понятненько...)))
beliaeva_t
Oct. 17th, 2017 06:52 pm (UTC)
archistorik
Oct. 21st, 2017 12:09 pm (UTC)
Добрый день, Татьяна!
- Мне кажется, что данную статью вполне можно поместить в журнал АрхСтиль, пойдет по теме Классицизм...
- И второе, своего рода просьба: нашел я некую усадьбу - https://architectstyle.livejournal.com/123494.html - определил ее как Петровское Барокко, но не очень уверен в правоте этого утверждения. Посмотрите, напишите Ваше мнение, плиииз .... ))
beliaeva_t
Oct. 21st, 2017 04:52 pm (UTC)
Здравствуйте Георгий.
Мне очень приятно, что вас заинтересовала моя заметка, и я буду рада, если она появится в АрхСтиле.
Может быть только для таких тем создать отдельную рубрику "забытые технологии" или "строительное искусство прошлого".
По поводу усадьбы в Чукавино, Спасибо за ссылку. Очень красивое и интересное место!
Это, конечно, Барокко, но мне кажется более позднее, чем Петровское.
В отделки фасада храма угадывается влияние Москвы, и что-то слегка провинциальное.
Я думаю, не стоит загонять атрибуцию в более узкие рамки. Пусть это будет просто Барокко.
archistorik
Oct. 21st, 2017 06:16 pm (UTC)
Спасибо, поправил. Да, это очень милое и провинциальное барокко.
В отношении Вашей статьи - присылайте )). Дополнительную метку я продумаю и проставлю.
С таким расчетом, что бы было возможно применять в разных случаях.....))
Еще у меня есть подходящая метка - "Исторические исследования" - тоже подойдет!
С ув. Григорий....
22sobaki
Oct. 17th, 2017 07:56 pm (UTC)
Основательная мостовая, основательный пост!
Деревянную мостовую видел в Будапеште (https://22sobaki.livejournal.com/203287.html)
beliaeva_t
Oct. 17th, 2017 09:36 pm (UTC)
Спасибо. Хорошее дополнение)
Я тоже такую видела в Дании, только фотографию не нашла
livejournal
Oct. 22nd, 2017 11:37 am (UTC)
Деревянные мостовые в XIX веке
Пользователь starcom68 сослался на вашу запись в своей записи «Деревянные мостовые в XIX веке» в контексте: [...] Деревянная "трилинка" ;-). ******** Оригинал взят у в Деревянные мостовые в XIX веке [...]
livejournal
Oct. 22nd, 2017 01:49 pm (UTC)
Деревянные мостовые в XIX веке
Пользователь valery_brest_by сослался на вашу запись в своей записи «Деревянные мостовые в XIX веке» в контексте: [...] янная "трилинка" ;-). ******** Оригинал взят у в Деревянные мостовые в XIX веке [...]
livejournal
Oct. 24th, 2017 05:07 pm (UTC)
Брусочки на дороге...
Пользователь sergej_manit сослался на вашу запись в своей записи «Брусочки на дороге...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Деревянные мостовые в XIX веке [...]
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

beliaeva_t
Т.Беляева / Sketchbook

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel