Т.Беляева / Sketchbook (beliaeva_t) wrote,
Т.Беляева / Sketchbook
beliaeva_t

Category:

Носы и уши

Античные скульптуры практически всегда имеют утраты.
Про них иногда можно сказать: "Без рук, без ног, без головы"...
А еще у них очень часто отломаны носы, а иногда и уши.

Хорошо, если такая заметная часть лица, как нос, сломана фрагментарно.


Маленьким кусочком.


При этом понятна утраченная форма.


И на лице есть много всего выразительного, кроме носа.


Но бывает, что время по мраморному лицу словно катком прошлось.


Оставив множество лишних деталей, трудно соединяемых друг с другом.






Здесь приводятся рекомендации по реставрации мраморных скульптур из книги И.В.Крестовского "Мраморная скульптура. Руководство по технике реставрации мраморной скульптуры". Ленинград,.1934 г.
Наружная мраморная скульптура, как садовая, так и монументально-декоративная (фасадная и надфронтонная) требуют восстановления своих утраченных частей обязательно в мраморе. Для скульптуры же, хранящейся в закрытом помещении, допускаются восстановления в гипсе.
Восстанавливая утраченные части у скульптуры, например, отбитый нос (рис. 31 а) скульптор предварительно лепит его из мягкого материала, а затем снимает с него гипсовую форму, захватывая также и соседние части тела, чтобы иметь место для углубления будущего гнезда (рис. 31 б).
Отлитую модель из снятой формы, скульптор вырубает в мраморе с некоторым запасом сзади нее (рис. 31 в), который называется замком.
Затем, соответственно размерам и глубине замка, вырубает в оригинале гнездо (рис. 31 г), в которое и вставляет сделанный из мрамора нос, укрепляя его на сере, гипсе, гашеной извести с мраморной крошкой и жидким стеклом, магнезите или шеллаке и др.
Гипс для наружной скульптуры не следует употреблять. Для большей крепости можно ввести медный перон, но при достаточной глубине гнезда и, следовательно, достаточной величине краев его, перон не обязателен, так как края сами предохранят поставленную часть от выпадения.


Выполняется подобная реставрация еще другим способом—без вырубки гнезда и без замкового соединения.
Для этого нужно до лепки отбитого носа или какой либо другой утерянной части, в скульптуре, сравнять скарпелью площадь излома, чтобы сделать гладкую площадочку, по возможности, щадя края излома.
На срубленной площадке лепится утерянная часть, а затем снимается с нее форма и отливается гипсовая модель.
Из мрамора нос вырубается без замка, задняя площадка его соответствует площадке, сделанной на оригинале.
Укреплять, в этом случае, добавляемую часть необходимо на пероне и только на магнезите или шеллаке; укрепление на гипсе допускается лишь у скульптуры, хранящейся в закрытом помещении.


У девушки справа видна дырочка в носу. Это след от крепежного перона. А кончик ее носа все равно потерялся.

Как бы ни были искусно сделаны дополненные части, они все же долгое время являются неприятными белыми пятнами на общем желтовато-сером тоне старого мрамора. Особенно неприятны эти пятна на лице, где они уродуют и искажают его до карикатурности.

Чтобы уничтожить этот диссонанс, необходимо новые части искусственно патинировать. Для этой цели применяют либо очень
крепко настоянный чай, либо крепкий кофе, или же некрепкий водный раствор марганцево-кислого калия.
Соответственно тонировке скульптуры, выбирают тот или иной раствор и смазывают кистью вновь поставленную часть.
Смазывание надо проводить постепенно, давая после каждой смазки просохнуть.
Эта предосторожность необходима чтобы не перетемнить патинировку.
Хотя тон патинированной части и не будет вполне отвечать общему тону скульптуры, но все же, неприятная новизна куска будет убита, а со временем совершенно сгладится и сольется с общим тоном скульптуры.

Докомпоновка из гипса или другого реставрационного материала (не мрамора) выглядит грубее, но позволяет докомпоновать скульптуру без внедрения в подлинный исторический материал. Ничего не подрезая, не отпиливая, не выдабливая и не высверливая.


Такой способ позволяет вылепить утраченную часть более схематично и условно.
Разность фактур натурального камня и материала использованного при докомпоновке помогает видеть скульптуру целостно и завершено не нарушая понятия "подлинность".


P.S.
1. Не пытайтесь реставрировать античные скульптуры у себя дома. Обращайтесь к аттестованным МК РФ специалистам.
2. Все фотографии в публикации (кроме № 6) сделаны мною в глиптотека Карлсберга (Копенгаген, Дания).
    Фотография № 6 - это скульптуры в музее античного Будринта (Албания)

Tags: Античность, Греция, Дания, Музеи, Реставрация, Скульптура
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo beliaeva_t october 28, 2017 03:15 11
Buy for 20 tokens
Продолжаю публиковать фотографии из архива Н.В.Масалиной. Часть 1 была посвящена Надкладезной часовне. Теперь предлагаю вашему вниманию серию фотографий по Успенскому собору. "Воздвигнут среди Лавры о пяти больших главах, в длину с алтарем на 19 саженях, в ширину на 13 с аршином, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

Featured Posts from This Journal